Антитеррористическая комиссия
и Оперативный штаб
в Смоленской области 

Меры поведения граждан, если им угрожают насилием или шантажируют по телефону

Как себя вести гражданам, если им угрожают насилием или шантажируют по телефону?

В настоящее время телефон является одним из основных каналов поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

Как правило, фактор внезапности, возникающее паническое, а порой и шоковое состояние, да и сама полученная информация приводят к тому, что человек оказывается не в состоянии правильно отреагировать на звонок, оценить реальность угрозы и получить максимум сведений из разговора.

Звонки с угрозами могут поступать лично Вам или членам Вашей семьи. Если на Ваш телефон ранее уже поступали подобные звонки или у Вас есть основания считать, что они могут поступить, следует изыскать возможность установить на телефон автоматический определитель номера (АОН) и звукозаписывающее устройство.

 При наличии АОН сразу необходимо записать определившийся номер на бумаге, чтобы избежать его случайной утраты. При наличии звукозаписывающей аппаратуры следует сразу же извлечь кассету (минидиск) с записью разговора и принять меры для ее сохранности, установив на ее место другую кассету.

Помните, что без номера звонившего и фонограммы разговора у правоохранительных органов крайне мало материала для следственной работы и формирования доказательной базы с целью ее использования в суде.

При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры и АОН значительную помощь правоохранительным органам для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников окажут Ваши следующие действия:

- постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;

- по ходу разговора отметьте пол и по возможности возраст звонившего, особенности его (ее) речи: голос (громкий или тихий, низкий или высокий), темп речи (быстрый или медленный), произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом и т.п.), манеру речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);

- обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-, радиоаппаратуры, голоса и др.);

- отметьте характер звонка – городской или междугородный;

- обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

Необходимо, если это возможно, в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

- куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

- какие конкретные требования он (она) выдвигает?

- выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?

- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

- как и когда с ним (с ней) можно связаться?

- кому Вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия Вами решений  по «удовлетворению его требований» или совершения каких-либо иных действий.

Не бойтесь запугиваний преступников, по окончании разговора немедленно сообщите о нем в правоохранительные органы. Если есть опасения, что Ваш телефон прослушивают преступники, - позвоните с другого номера. Практика показывает, что сокрытие факта подобных угроз значительно осложняет положение и способствует безнаказанному совершению преступления.

Кроме угроз, выдвигаемых по телефону лично Вам, преступники могут использовать Вас как посредника для сообщения информации правоохранительным органам. Например, на Ваш телефон поступает звонок, в котором неизвестный сообщает, что Ваш дом заминирован. При ведении разговора такого рода старайтесь следовать изложенным выше рекомендациям и получить максимально возможную информацию. По его окончании немедленно сообщите эту информацию в правоохранительные органы.

a a a    

Антитеррористическая
комиссия в Смоленской
области

Оперативный штаб
в Смоленской области